Структуру современного учебного занятия в колледже уже трудно подвести под структуру традиционного школьного урока. Необходимо отметить, что существуют принципиальные отличия занятий по ПМ и МДК от учебных дисциплин. Интенсификация учебного процесса, большие объёмы теоретического и практического материала, требования профессиональных стандартов, приводят к перегрузке традиционного урока учебными формами деятельности.
Зачастую, формируемые профессиональные компетенции состоят из цельных ЗУН, фрагментировать которые в рамки 45 или 90 минутного урока просто невозможно, ввиду того что цельное восприятие осваиваемого материала «размазывается».
Избежать описанной проблемы позволяет технология смешанного обучения. Она совмещает в себе элементы интерактивного или дистанционного обучения и преподавание в учебной аудитории. Смешанное обучение – это образовательная концепция, в рамках которой студент получает знания и самостоятельно онлайн, и очно с преподавателем. В наши дни под Смешанным обучением (Blended Learning) подразумевается объединение возможностей Интернета и цифровых медиа с образованием в классах.
Такой подход дает возможность контролировать время, место, темп и траекторию изучения материала. Смешанное образование позволяет совмещать традиционные методики обучения с элементами дистанционной поддержки предмета (размещением материалов в сети, обсуждением материалов на форуме, тестированием и др.).
Как можно организовать работу преподавателя и обучающихся при смешанном обучении?
Во-первых, создавать авторские или использовать готовые необходимые учебные материалы, видеокурсы и задания.
Во-вторых, необходимо организовать дистанционную поддержку преподаваемых дисциплин преподавателем (платформу– сайт, систему дистанционного обучения и др.). Один из ее вариантов - персональный сайт учителя.
В современную эпоху цифровых технологий интернет и различные онлайн-ресурсы стали неотъемлемой частью образовательного процесса. Одним из таких ресурсов является персональный сайт преподавателя, который становится мощным инструментом в арсенале педагога для организации учебного процесса, особенно при подготовке обучающихся к олимпиадам и конкурсам. Использование персонального сайта позволяет не только оптимизировать подготовку, но и создавать уникальные условия для всестороннего развития учащихся.
Преимущества использования сайта.
1. Доступность материалов. Персональный сайт преподавателя предоставляет круглосуточный доступ к учебным материалам, рекомендациям, упражнениям и дополнительной литературе. Это позволяет учащимся самостоятельно планировать своё время, организовать процесс обучения в удобном для них формате и темпе.
2. Обратная связь. Через сайт можно организовать эффективную обратную связь между преподавателем и учениками. Встроенные формы обратной связи, форумы, чаты и комментарии позволяют быстро получать ответы на возникающие вопросы, обсуждать решения задач и улучшать собственные результаты.
3. Индивидуализация обучения. На персональном сайте можно размещать индивидуальные задания и тесты, адаптированные под уровень знаний каждого ученика. Это особенно важно при подготовке к олимпиадам и конкурсам, где требуется глубокое знание предмета и высокий уровень логического мышления. Для разработки заданий может быть использован ИИ (искусственный интеллект)
4. Анализ и отслеживание прогресса. Используя онлайн-платформы и инструменты аналитики, преподаватель может отслеживать успехи учеников, выявлять пробелы в знаниях и своевременно корректировать учебный процесс. Предусмотрена возможность управляемого контроля знаний с фиксацией результатов, например в виде тестов.
Функциональные возможности сайта.
1. Раздел с учебными материалами. В этом разделе можно публиковать лекции, презентации, видеоматериалы, необходимые для изучения тем, которые включены в программу подготовки.
2. Банк заданий. Создание и регулярное обновление банка заданий, которые учащиеся могут выполнять в процессе подготовки. Рекомендуется включать задания различных уровней сложности и включать тематики предыдущих лет.
3. Интерактивные тесты и упражнения. Использование тестов с автоматической проверкой ответов позволяет учащимся в режиме реального времени оценивать свои знания и оперативно получать рекомендации по улучшению результатов.
4. Обсуждения и форумы. Разделы для общения и обсуждения позволяют ученикам делиться своим опытом, обсуждать сложные вопросы и находить решения совместно с преподавателем и сверстниками.
5. Ресурсы и ссылки. Списки рекомендуемой литературы, полезных сайтов, видеокурсов и других ресурсов, которые помогут углубить понимание предмета.
Для иллюстрации рассмотрим конкретный пример использования персонального сайта преподавателя информатики при подготовке учащихся к занятиям, профессиональным конкурсам, олимпиадам.
1. Подготовка материалов. Преподаватель размещает видеолекции, конспекты, презентации по основным темам, которые могут встретиться на олимпиадах. Важным аспектом является предоставление решений типовых задач с подробными комментариями.
2. Ежеквартальные тестирования. Встроенные модульные тесты позволяют учащимся проверять свои знания и выявлять темы, которые требуют дополнительного изучения. Преподаватель на основе результатов тестирования корректирует индивидуальные планы подготовки.
3. Виртуальные занятия. Организация вебинаров и онлайн-консультаций, во время которых преподаватель разбирает сложные темы, отвечает на вопросы и проводит разбор типичных ошибок.
4. Мотивирующие конкурсы. Регулярные мини-конкурсы и челленджи среди учеников с использованием возможностей сайта повышают интерес к учебе и развивают соревновательный дух.
Таким образом, использование персонального сайта преподавателя в процессе подготовки учащихся к олимпиадам и конкурсам значительно повышает эффективность учебного процесса. Этот ресурс позволяет создать условия для глубокого индивидуального подхода, обеспечивает доступ к широкому спектру образовательных материалов и способствует формированию активной образовательной среды. Внедрение таких технологий в преподавательскую практику является важным шагом на пути к современной и качественной системе образования.
Использованные ресурсы
1. Пурикова Н.М. Личный сайт учителя как платформа для организации смешанного обучения// http://www.ug.ru/method_article/877
2. Смешанное обучение — инновация XXI века // http://interactiv.su/2017/12/31/
Всего комментариев: 0 | |